О Федеральных государственных образовательных стандартах:
НОО (начальное общее образование)
Федеральная образовательная программа начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
ООО (основное общее образование)
Федеральная образовательная программа основного общего образования
Приказ Министерства Просвещения РФ от 18 июля 2022 года №569 "О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения РФ от 31 мая 2021 года №287"
Федеральный государственный стандарт основного общего образования
СОО (среднее общее образование)
Федеральная образовательная программа среднего общего образования
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования
ФГОС ДО
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
ФГОС ОВЗ НОО
Постановление №26 "Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15"
О федеральных государственных требованиях:
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.
Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
- Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
- Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).
Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации;
- Преемственность основных образовательных программ;
- Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
- Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).
ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.
Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.
Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12 273-ФЗ).
ФГОС включает в себя требования к:
- структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
- условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
- результатам освоения основных образовательных программ.
е кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Об образовательных стандартах:
В 2023-2024 учебном году 5-7 классы обучаются по новому ФГОС , 10 классы обучаются по обновленному ФГОС, 8-9, 11 классы обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).